World digest Выпуск № 51   декабрь 2004 г.

Информационные обзоры новостей в мировой угольной отрасли выходят периодически, 1 - 2 раза в месяц.
По желанию пользователя возможно получение выпусков по электронной почте.

На состоявшейся в г. Катовице (Польша) 16-17 ноября с.г. конференции, посвященной перспективам развития мировой угольной промышленности, эксперты из многих стран согласились с тем, что в течение последующих 25 лет спрос на уголь возрастет, как минимум, на 50%.
Представительница Всемирного института угля, штаб-квартира которого находится в Лондоне, Кристина Копли отметила, что уголь будет оставаться движущей силой мировой экономики в последующие два с половиной десятилетия и что перед угольной промышленностью стоят задачи сокращения выбросов двуокиси углерода и содействия исследованиям в области превращения угля в водород, чтобы свести вредные выбросы к нулю.
В рамках конференции была проведена дискуссия "Будущее угля в экономике Польши и всего мира", организованная Польской горной торгово-промышленной палатой, Европейской Экономической Комиссией ООН и Международным энергетическим агентством.
В своем выступлении представитель Всемирного энергетического совета Клаус Брендоу подчеркнул, что по имеющимся оценкам мировой спрос на уголь, который за последние 30 лет вырос на 62%, к 2030 году увеличится еще на 53%, а в странах Европейского Союза даже на 100%. При этом он сказал: " Это реалистичный сценарий при условии, что потребители энергии будут использовать экологически чистые технологии при сжигании угля ". По его мнению, исследователи должны найти пути лучшего управления двуокисью углерода, включая изучение возможности закачки ее под давлением под землю или в глубины океана. К 2030 году по меньшей мере 72% энергии из угля будут получать с применением самых передовых технологий.
Леопольд Янсенс, являющийся Президентом "Евракоул" — организации, объединяющей европейских производителей угля, заметил, что прогнозы возрастающей роли угля являются хорошим симптомом для Польши. По его словам " Польша может продавать больше угля на внешних рынках при условии высокого качества этого угля, который будет продаваться по конкурентным ценам ".
Польша производит около 100 млн т в год, что на 26 млн т больше, чем все другие страны Европейского Союза. В 2003 г. потребление угля в ЕС составило 240 млн т, из которых 170 млн т приходится на импортные угли. За исключением Польши странами ЕС в 2003 г. было добыто 73,9 млн т угля.
Директор Научно-исследовательского института экономики горной промышленности и энергетики Польской академии наук Роман Ней заявил, что Правительство Польши должно пересмотреть свои планы, согласно которым производство угля должно сократиться со 100 млн т в настоящее время до 80 млн т к 2010 году. " Если это произойдет, то к 2030 году Польша должна будет импортировать около 18 млн т угля ", — сказал он.

В октябре 2004 г. Китай экспортировал 5,51 млн т (в том числе 4756 тыс т энергетического угля, 323 тыс т коксующегося угля и 431 тыс т антрацита), что на 1,4 млн т (20,2%) меньше, чем в октябре 2003 г., и на 2,1 млн т меньше, чем в сентябре текущего года. За первые 10 месяцев текущего года Китай поставил на экспорт 71582 тыс т, т.е. на 8,2% меньше, чем за тот же период 2003 г. Обращает на себя внимание то, что уменьшение объемов экспорта произошло, когда все экспортные лицензии были выданы и все были уверены, что экспортные поставки китайского угля до конца года будут стабильными.
Импорт угля Китаем в октябре 2004 г. составил 1687 тыс т (в т.ч. 295 тыс т энергетического угля, 708 тыс т коксующегося угля и 684 тыс т антрацита), что более, чем в 1,5 раза превышает уровень октября 2003 г. С начала 2004 г. Китай импортировал 14174 тыс т угля, т.е. примерно в 2 раза больше, чем за первые 10 месяцев 2003 г. При этом следует отметить, что импорт коксующихся углей за этот период составил 5,2 млн т по сравнению с 1,8 млн т за первые 10 месяцев 2003 г. Из этого количества почти половина коксующихся углей была импортирована из Австралии, а остальная часть была получена из Канады и Монголии, причем по мнению экспертов Монголия продала уголь, закупленный в России. Почти 80% импорта антрацита приходится на Вьетнам.

Добыча польского каменного угля в октябре 2004 г. составила 8,46 млн т, снизившись на 13,2% по сравнению с октябрем прошлого года. За первые 10 месяцев текущего года Польша произвела 83,5 млн т каменного угля, что на 2,1% меньше, чем за тот же период 2003 г.
Правительства Польши предложила законопроект, согласно которому государство оставляет за собой "золотую акцию", дающую возможность контролировать вопросы управления в государственном угольном концерне "Компания Венглова", а также в других концернах, подлежащих приватизации.
Помимо крупнейшего производителя польского угля, законопроект включает в себя предприятия нефтепереработки, нефтепроводы и нефтехранилища, морские нефтяные терминалы, а также государственные газовые, электроэнергетические и телекоммуникационные системы.
По имеющимся сведениям правительство намерено начать продажу акций "Компании Венгловой" и компании "Ястребска Сполка Венглова", являющейся крупнейшим в стране производителем коксующихся углей, уже в следующем году после того, как предложенный законопроект будет одобрен Сеймом, подписан Президентом и приобретет силу закона.

По данным таможенной статистики Министерства финансов Японии за первые 10 месяцев 2004 г. Япония закупила в США 3,55 млн т коксующихся углей по цене СИФ 167,01 долл./т.

Рассмотрев положение с производством энергетических углей в стране, Правительство Индии поручило Государственному энергетическому управлению (ГЭУ) использовать импортный рынок для покрытия нехватки угля отечественного производства. Министерство энергетики Индии предупредило о том, что в течение последующих трех лет электроэнергетика будет ежегодно испытывать недостаток внутренних поставок угля в размере 10 млн т, а поэтому как можно скорее следует позаботиться от импорте угля. На заседании, проведенном в октябре с.г., Министерство энергетики сообщило ГЭУ, что запасы угля на электростанциях страны сократились с 14,8 млн т в марте 2002 г. до 7,9 млн т на конец третьего квартала 2004 г. По оценкам Министерства потребности электростанций Индии в 2004-2005 финансовом году составят 278,5 млн т, в 2005-2006 финансовом году — 288 млн т и в 2006-2007 финансовом году — 309 млн т. К этому следует добавить по 5 млн т в год для создания резервных запасов. Основываясь на планах Государственной угольной компании "Коул Индия", Министерство энергетики считает, что ежегодная нехватка поставок добываемых в стране угля на протяжении указанных трех лет будет составлять около 10,66 млн т. По расчетам Министерства энергетическим компаниям страны в 2005 году придется импортировать чуть больше 9 млн т, что видно из приводимой ниже таблицы.

Компании Импорт угля в 2005 году, млн т
  Тамил Наду Электрисити Борд (ТНЭБ) 1,56  
  Гуджарат Электрисити Борд (ГЭБ) 0,96  
  Картанака Пауэр 0,96  
  Раджистан Стейт Электрисити Борд (РСЭБ) 1,51  
  Харайяна Пауэр 0,66  
  Марахаштра Стейт Электрисити Борд (МСЭБ) 1,08  
  Панджаб Стейт Электрисити Борд (ПСЭБ) 0,7  
  НТПК 1,7  
Всего: 9,3  


Ведущие энергетические компании Индии быстро отреагировали на рекомендации Министерства энергетики и сообщили, что они уже предпринимают меры по обеспечению срочных поставок в 2005 году импортного угля через Государственную торговую компанию ММТК в размере 9,13 млн т.

Появились сведения о том, что одна из ведущих австралийских угольных компаний "Эксстрата" договорилась с латиноамериканской металлургической компанией о поставках коксующихся углей по цене ФОБ 137 долл./т. В ближайшее время ожидается подписание еще одного контракта с Бразилией.
Другие австралийские и канадские угольные компании восприняли указанную цену как сигнал о том, что экспортные цены на коксующиеся угли на уровне 135 долл./т и выше вполне реальны на рынках Азии и Европы. Об этом свидетельствует тот факт, что та же компания "Экстрата" договорилась с одним из новых потребителей на морском побережье Китая о поставке углей по спотовой цене ФОБ 139 долл./т. Таким образом, есть основания полагать, что при переговорах с японскими металлургическими компаниями о заключении контрактов на следующий финансовый год на поставки коксующихся углей из Австралии цены ФОБ могут выйти даже на уровень, близкий к 150 долл./т.

Бразильская компания "Си-Ви-Ар-Ди" в настоящее время ведет интенсивные переговоры с компанией "Корпозулиа" о строительстве угольных предприятий в Венесуэле. Пока неизвестно, где они будут расположены, однако угольные месторождения содержат как энергетические, так и коксующиеся угли. Если разведанные запасы угля подтвердятся, компания "Си-Ви-Ар-Ди" сможет начать экспортировать слабоспекающиеся коксующиеся угли и угли для пылевидного вдувания в доменные печи в Европу, США и Бразилию.

Производство угля в Колумбии за четыре ближайших года может увеличиться на 27 млн т и к 2008 году достичь 78 млн т. Это возможно в том случае, если будет построена новая железная дорога, параллельная ныне существующей дороге Ла Лома - Санта Марта, а также обновлено портовое хозяйство.
Эти проекты недавно поддержаны Правительством Колумбии, и теперь вопрос заключается в том, как профинансировать строительство железной дороги от Ла Лома до портов в районе Санта Марта. Если строительство пойдет успешно, пропускная способность транспортировки возрастет с нынешних 25 млн т до 50 млн т. В результате получат дополнительное развитие угольные предприятия, расположенные в Ла Хагуа, включая шахты "Приббеноу" компании "Друммонд" в Ла Лома, "Калентуритас" компании "Гленкор" и бывшие шахты компаний "Карибе", "Карбоандес" и "Си-Эм-Ю".

По имеющимся прогнозам экспорт энергетического угля из ЮАР через угольный терминал порта Ричардз Бей (УТРБ) в текущем году сократится примерно на 3,5 млн т из-за перегруженности примыкающих к нему железных дорог и аварий, связанных с крушением поездов. В 2004 г. порт Ричардз Бей должен погрузить на экспорт 64,8 млн т по сравнению с 68,3 млн т в 2003 г., если имеющие место тенденции сохранятся до конца года. Официальный представитель порта заявил, что " экспорт угля через УТРБ будет на несколько миллионов тонн меньше, чем в 2003 году, в основном, из-за ограничений инфраструктуры обслуживающих порт железных дорог и крушения поездов ".
Высокий курс национальной валюты (рэнда) привел к снижению доходов южноафриканских производителей от экспорта угля, даже, несмотря на более высокие цены на него.
Совсем недавно произошло крушение поезда в Броодсниерплаас, который является важным железнодорожным узлом, где сходятся несколько подъездных путей. В результате аварии пострадал поезд, перевозивший около 100 тыс т угля в УТРБ.

Канадские угольные компании "Нозерн Энерджи энд Майнинг" (НЭМИ) и "Уэстерн Канадиан Коул" образовали совместное предприятие по развитию двух угольных участков "Саксон" и "Белкорт" в канадской провинции Британская Колумбия, которые потенциально могут ежегодно производить 10 млн.т угля.
Подписанный протокол о намерениях предусматривает, что обе компании израсходуют до 20 млн канадских долл. на обновление технико-экономического обоснования и что доли компаний в совместном предприятии будут равными (по 50%). Компания НЭМИ будет заниматься геологоразведочными работами и разработкой проекта.
Программы освоения участков "Саксон" и "Белкорт" разрабатывались еще в 1970-х и начале 1980-х годов. Сделанные в то время технико-экономические обоснования показали возможность создания крупных угледобывающих предприятий, учитывая наличие там запасов угля в размере нескольких сотен миллионов тонн. Обе компании намерены найти дополнительные источники финансирования создания совместного предприятия.


Регионы,
страны и порты
8 ноября 15 ноября 22 ноября 26 ноября 1 декабря
  СИФ Европа (Амстердам-Роттердам-Антверпен) 80,50 78,2576,7078,7076,70
  ФОБ Ричардз Бей (ЮАР) 59,6558,5056,6553,5053,40
  ФОБ Боливар (Колумбия) 66,0566,0563,7560,5061,50
  ФОБ Ньюкасл (Австралия) 52,1051,2051,2051,1551,15
  ФОБ Циндао (Китай) 53,5053,2053,2052,5054,00
  ФОБ Калимантан (Индонезия) 53,1052,0052,0052,3552,50
  СИФ Япония 69,5468,7368,7374,9375,05
  СИФ Южная Корея 63,1561,1561,1561,3061,40



вверх РОСИНФОРМУГОЛЬ