World digest Выпуск № 47 (специальный)   август 2004 г.

Информационные обзоры новостей в мировой угольной отрасли выходят периодически, не реже одного раза в месяц.
По желанию пользователя возможно получение выпусков по электронной почте.

В настоящем выпуске мы представляем аналитический обзор «Энергетический сектор Китая: современное развитие и прогноз», опубликованный в июне 2004 года Австралийским бюро статистики сельского хозяйства и ресурсов (АБАРЕ), которое является органом Правительства Австралии.
  • Китай является вторым по величине (после США) потребителем первичной энергии и одним из основных участников мировых энергетических рынков. За последние годы энергетический сектор Китая, включая рост потребления энергии и удельный вес отдельных первичных энергоносителей, претерпел значительные изменения.
  • Потребление угля в Китае, которое снизилось в 1997 – 1999 годах, резко возросло в 2003 году. Потребление нефти увеличивается в связи с развитием транспорта. На основе заметного развития инфраструктуры поставок природного газа намечается увеличение его потребления.
  • Одновременно энергетический сектор Китая постепенно становится более рыночно ориентированным. Все большая часть поставок угля осуществляется по ценам, которые согласовываются непосредственно продавцами и покупателями. Отмечается начало рыночных реформ и в секторе электроэнергетики.
  • Продолжающийся рост китайской экономики не обеспечивается полностью за счет собственных энергетических ресурсов, и поэтому Китай становится все более крупным импортером угля, нефти и газа. Это делает Китай потенциально стратегическим участником мировых энергетических рынков и создает новые экспортные возможности для австралийских поставщиков энергоносителей.
Значительный рост китайской экономики и особенно промышленного производства привел в 2003 году к резкому увеличению потребления первичных энергоносителей в Китае. Эта тенденция возникла еще год назад и ознаменовала прекращение тенденции снижения потребления энергии, наблюдавшегося в конце 1990-х годов. Одним из главных факторов роста потребления энергии в 2003 и начале 2004 г.г. явилось увеличение объемов производства в электроэнергетике, черной металлургии, а также в алюминиевой и химической отраслях промышленности. Уголь продолжает занимать доминирующее положение, хотя его доля в энергобалансе страны несколько уменьшается (рис. A).
Уже в 2001 г. его удельный вес в общем потреблении первичных энергоносителей составлял 69% по сравнению с 80% в 1990 г. На долю нефти, которая, в основном, используется в секторе транспорта, приходится четверть всего потребления первичных энергоносителей. Доля природного газа пока весьма незначительна (менее 4%), однако согласно прогнозу она будет расти более быстрыми темпами, чем доля других видов топлива, в течение следующего десятилетия и за его пределами.

Возникновение нехватки угля.
В 2003 году производство угля в Китае достигло рекордного уровня 1,6 млрд.т, а в первом квартале 2004 года оно выросло еще на 16%. Рост производства угля непрерывно продолжается, начиная с 1997 г., когда был добыт 1 млрд.т. Такие высокие темпы роста связаны с увеличением потребления угля во всех ключевых отраслях экономики и, в первую очередь, в электроэнергетике и черной металлургии. Особенностью производства угля в 2003 г. явилось увеличение добычи на местных (городских и сельских) шахтах (рис. В).
За последние годы центральное правительство неоднократно давало указания о закрытии таких шахт из-за того, что на них практически отсутствовала техника безопасности, и применялись методы добычи с низким коэффициентом извлечения запасов угля. Но даже столь значительное увеличение объемов добычи в 2003 г. оказалось недостаточным для удовлетворения растущего спроса как на энергетический, так и на коксующийся уголь а это, в свою очередь, привело к нехватке угля практически во всей стране, чему в немалой степени способствовали высокие внутренние цены на уголь и затруднения с перевозками угля по железным дорогам.
Цены на большую часть энергетических углей, которые поставляются на основные государственные электростанции, находятся под административным контролем. Цены на остальную часть энергетических углей и на весь коксующийся уголь согласовываются в ходе непосредственных переговоров продавцов и покупателей. В этом сегменте рынка цены на уголь в 2003 г. значительно выросли. Некоторые электростанции были не склонны покупать уголь по превалирующим ценам, поскольку они не могли повышать отпускные цены на электроэнергию для своих конечных потребителей. Такая ситуация привела к ограничениям в подаче электроэнергии в некоторых районах страны.
Нехватка угля в некоторых регионах Китая в 2003 г. была вызвана и перебоями в работе транспортной системы. Высокие темпы экономического развития страны вызвали увеличение объемов перевозок всех видов грузов и так уже испытывавшим большие трудности железнодорожным транспортом, что, в свою очередь, привело к затруднениям в транспортировке угля. В 2003 г. запасы угля на складах в некоторых районах страны достигли рекордно низкого уровня.
Несмотря на напряженное положение с внутренними поставками угля, объемы экспорта угля Китаем в 2003 г. увеличились на 12% по сравнению с предыдущим годом. Экспорт энергетических углей достиг уровня 81 млн т против 71 млн.т в 2002 г. Экспорт коксующихся углей в 2003 г. составил 13 млн т, т.е. был чуть меньше, чем в предыдущем году (рис. С).
Однако, уже к концу 2003 г. стало очевидным, что хотя Китай продолжал выполнять свои обязательства по долгосрочным контрактам, его присутствие на международном спотовом рынке энергетического угля стало практически незаметным, что привело к значительному повышению спотовых цен.
Чтобы преодолеть возникшие трудности с внутренним потреблением угля, Китай в 2003 г. увеличил угольный импорт до 8 млн т энергетического и 2,6 млн т коксующегося (в основном, высококачественного) угля.
Одним из выходов из ситуации с нехваткой угля на внутреннем рынке явился отход от преобладавшей с 1999 года политики стимулирования экспорта угля в целях максимального удовлетворения потребностей в угле внутри страны. Об этом свидетельствует ряд мер, принятых китайским правительством. Задания по экспорту как коксующихся, так и энергетических углей на 2004 год были уменьшены до 80 млн т при замедлениях с выдачей экспортных лицензий. Изменения также коснулись порядка возмещения части НДС за поставленный на экспорт уголь, а также других выплат, что было направлено на то, чтобы уровнять условия экспорта угля с условиями его поставок на внутренний рынок. Первые лицензии на экспорт угля в размере 30 млн т были выданы в январе 2004 года, а лицензии еще на 28,5 млн т —  в мае. Таким образом, до конца года остается выдать лицензии на 21,5 млн т, однако это количество может быть уменьшено, если правительство сочтет внутренний рынок приоритетным по сравнению с экспортом. Кроме того, сохраняется ситуация, ограничивающая возможности участия Китая в международной спотовой торговле углем.
С 1 января 2004 г. ставки возмещения НДС за поставленный на экспорт энергетический уголь были сокращены с 13 до 11%, а за экспорт коксующихся углей — с 13 до 5%. С 24 мая 2004 г. возмещение НДС за поставки коксующихся углей на экспорт были вообще ликвидировано. Эти меры серьезно уменьшили заинтересованность китайских угольных компаний в экспортных поставках по сравнению с продажами угля на внутреннем рынке. Кроме того, они привели к повышению экспортных цен на китайский уголь на международных рынках. На объемах экспорта угля Китаем в 2004 и последующих годах могут сказаться и другие меры, ликвидирующие льготы, которые были ранее установлены в целях поощрения экспорта угля. Они включают в себя отмену положения, согласно которому экспортирующие уголь компании были освобождены от уплаты налога на строительство четырех железных дорог в направлении "восток-запад". Эта мера приведет к повышению цены китайского экспортного угля на 2,45 долл./т. Кроме того, экспортирующие уголь компании ранее были освобождены от уплаты налога на портовое строительство, а этот налог в размере 0,84 долл./т платили только те компании, которые поставляли уголь внутренним потребителям. Теперь все угольные компании должны платить этот налог, независимо от того, поставляют они свой уголь на экспорт или на внутренний рынок. По имеющимся оценкам все перечисленные выше меры приведут к удорожанию китайского экспортного угля в целом на 4,00 долл./т.
Хотя все меры, предпринятые в 2004 г. китайским правительством, очевидно, окажут положительное влияние на обеспеченность углем внутренних потребителей в кратко- и среднесрочном плане, существуют основные требующие решения проблемы, стоящие перед угольной промышленностью и направленные на обеспечение безопасности и надежности поставок угля на длительную перспективу. В частности, хотя Китай располагает большими запасами угля, инвестиции являются ключевой проблемой, поскольку они значительно отстают от потребления угля. Такое положение частично является результатом передачи прав собственности на некоторые основные государственные угольные предприятия от центрального правительства администрациям провинций, которые не имеют достаточных финансовых средств для поддержки угольной отрасли. Этому вопросу следует придавать особое значение, поскольку рентабельность угольных предприятий повышается, а этому могут способствовать иностранные инвестиции при создании благоприятных условий, делающих эти инвестиции привлекательными. Безопасности и надежности снабжения углем внутренних потребителей может способствовать и импорт угля, особенно в те районы, которые находятся на большом расстоянии от угольных месторождений и центров угледобычи.

Значительный рост потребления нефти.
Хотя собственное производство в Китае остается сравнительно неизменным и составляет 3,4 млн баррелей в сутки, основную часть нефти добывают на старых месторождениях, расположенных на восточном побережье, запасы которых постепенно истощаются. Добыча на самом старом нефтяном месторождении Дакин будет уменьшаться до конца текущего десятилетия. Перспективы увеличения добычи нефти на других месторождениях весьма ограниченны. Ожидается, что в средне- и долгосрочном плане общее производство нефти в Китае будет постепенно снижаться.
В 2003 году потребление нефти в Китае достигло рекордного уровня 5,3 млн баррелей в сутки. По этому показателю Китай обогнал Японию и стал вторым по величине потребителем нефти в мире. В первом квартале 2004 г потребление нефти увеличилось еще на 18% по сравнению с тем же периодом прошлого года и составило 6,2 млн баррелей в сутки.
На транспортный сектор в Китае приходится примерно 40% общего потребления нефтепродуктов и самый большой рост потребления нефти. В среднесрочном плане эта тенденция получит свое дальнейшее развитие. При этом потребление нефти автомобильным транспортом будет играть ключевую роль. На конец 2002 года в Китае имелось 10 млн частных автомобилей по сравнению с 816 тыс. в 1990 г. За этот же период времени пассажирские перевозки по шоссейным дорогам, выраженные в"человеко-километрах", выросли почти в 3 раза, а грузовые перевозки в "тонно–километрах" почти удвоились.
Авиация также является быстро растущим компонентом транспортного сектора как по числу перевозимых пассажиров, так и по объемам транспортируемых грузов. За период с 1990 по 2002 гг. объемы пассажирских перевозок воздушным транспортом, выраженные в "человеко–милях", выросли более чем в 5 раз, а грузовых перевозок — более чем в 6 раз. Ожидается, что в результате увеличения доходов населения и роста деловой активности потребление нефти в транспортном секторе будет продолжать увеличиваться.
В 2003 году чистый импорт нефти Китаем значительно вырос до 1,9 млн баррелей в сутки, а в первом квартале 2004 г. достиг в среднем 3,0 млн баррелей в сутки. Это означает, что зависимость Китая от импорта нефти в 2003 г. составила 36%, а в первом квартале 2004 г. еще больше увеличилась. Всего 5 лет назад она составляла только 12%. Примерно 50% китайского импорта сырой нефти приходится на Средний Восток, и эта доля очевидно будет увеличиваться, если Китаю не удастся договориться с Россией о строительстве нефтяного трубопровода из Ангарска в Дакин.
Учитывая ограниченные перспективы роста внутреннего производства нефти, зависимость Китая от нефтяного импорта в средне- и долгосрочном плане будет, по-видимому, увеличиваться, и к 2015 году объем чистого импорта нефти составит больше 5 млн баррелей в сутки (рис. D).
Это означает, что Китай будет становиться все более серьезным участником мирового рынка нефти и будет играть более важную роль в формировании международных цен на нефть.
Учитывая все увеличивающуюся зависимость страны от импорта нефти, в Китае уделяется большое внимание вопросам нефтяной безопасности. Одной из задач, поставленных в 10-м пятилетнем плане (2001-2005 гг.), является создание стратегических запасов нефти. Этот вопрос рассматривается Национальной комиссией развития и реформ (НКРР), для чего в ней в 2003 г. было создано Управление национального нефтяного резерва, которое в настоящее время готовит предложения по первой стадии Базы национального нефтяного резерва. Предполагается, что стратегические резервы будут созданы в период 2006-2008 гг. и что к 2015 году объемы резервов увеличатся до 90 дней чистого импорта нефти. Уже выбраны места для строительства четырех нефтехранилищ. Очевидно, стратегические резервы нефти будут финансироваться центральным правительством и государственными нефтяными компаниями.
Другие меры по обеспечению безопасности и надежности снабжения страны жидким топливом включают в себя строительство компанией «Шеньхуа Коул Ликвифекшн Корпорейшн» первой в Китае установки по получению жидкого топлива из угля, которая должна быть сдана в эксплуатацию в 2007 г. Установка будет расположена во Внутренней Монголии и иметь годовую производительность 7,3 млн баррелей нефтепродуктов. Государство также поощряет участие китайских нефтяных компаний в разработке месторождений нефти за рубежом. Китайская национальная нефтяная корпорация приобрела нефтяные концессии в Венесуэле, Судане, Ираке, Иране, Перу и Азербайджане.

Развитие снабжения природным газом.
Намечаемое увеличение доли природного газа в топливно-энергетическом балансе Китая преследует общие цели обеспечения безопасности и надежности энергоснабжения. По сравнению с другими видами топлива потребление природного газа в Китае остается небольшим. В 2003 году на долю природного газа приходилось примерно 3% всего потребления первичных энергоносителей. Природный газ, в основном, используется в промышленности, особенно как сырье для производства удобрений. Удельный вес природного газа в электроэнергетике и бытовом секторе является незначительным, но объемы его использования увеличиваются.
С середины 1990-х годов в краткосрочных и долгосрочных планах развития энергетики Китая природному газу придается все большее значение. В настоящее время большое внимание уделяется увеличению инвестиций в разведку месторождений природного газа, его добыче и транспортировке, а также импорту сжиженного природного газа. Правительство страны приступило к серьезному развитию газовой инфраструктуры, включая строительство трубопроводов и электростанций, работающих на природном газе. Это связано с наличием в Китае больших запасов природного газа, а также с необходимостью решения экологических проблем, возникающих при сжигании угля.
В 2003 году все потребление газа обеспечивалось за счет внутренних источников, включая месторождения в провинции Сычуань и граничащих с ней провинциях, а также запасы природного газа в оффшорной зоне Восточно-Китайского моря. Большое значение имело завершение в 2003 году восточного отрезка газового трубопровода, предназначенного для транспортировки газа из расположенной на западе страны провинции Синьцзян в быстро развивающиеся промышленные центры на востоке, такие как Шанхай. К этому трубопроводу будут подключены также месторождения газа в центре страны. Строительство трубопровода должно полностью закончиться в конце 2004 года, что увеличит подачу значительных объемов газа в восточные провинции.
Дальнейшим развитием китайского рынка газа явился импорт сжиженного природного газа (СПГ). В 2001 г. было принято решение о строительстве первого в стране терминала для приема СПГ в провинции Гуандун. В 2002 г. с австралийской компанией «Норс Вест Шельф» был заключен контракт на ежегодную поставку в Китай 3,3 млн т СПГ в течение 25 лет. Начало поставок намечено на середину 2006 г. Рассматривается также возможность строительства второй очереди гуандунского терминала, что позволит увеличить импорт СПГ до более чем 6 млн т к концу текущего десятилетия. В увязке с терминалом в провинции Гуандун строятся 6 работающих на газе электростанций мощностью 320 МВт, а существующие электростанции, которые в настоящее время работают на нефти, переводятся на СПГ.
Вскоре после подписания контракта по гуанденскому терминалу Китай заявил об осуществлении проекта «Танггу» в Индонезии для обеспечения поставок СПГ на второй терминал в провинции Фуцзянь. На этот терминал ежегодно будет поступать 2,6 млн т СПГ из Индонезии в течение 25 лет. Начало поставок ожидается не раньше 2007 года.
Недавно появилось несколько заявлений о возможном строительстве дополнительных терминалов для приема СПГ, которые могли бы войти в строй действующих к концу этого десятилетия. К ним относится терминал в провинции Чжэцзян производительностью 3 млн т СПГ в год. Другие терминалы предполагается построить в Тяньчане, Шанхае и Даляне. В 2003 г. австралийский газовый проект «Горгон» подписал соглашение с «Чайна Нэшнл Оффшор Ойл Компани» о поставках в Китай 100 млн т СПГ в течение 25 лет. В средне- и долгосрочном плане у Китая имеются также варианты импорта природного газа по трубопроводам из соседней России и некоторых центрально-азиатских республик. Так, было разработано технико-экономическое обоснование строительство трубопровода от газового месторождения Ковыкта около Иркутска в северо-восточный Китай с возможным его продолжением до Пекина. Строительство этого газопровода еще не получило одобрения со стороны правительств, а некоторые важные вопросы, такие как цены, еще предстоит решить. Маловероятно, чтобы такой вариант строительства международного газопровода стал экономически жизнеспособным даже в следующем десятилетии.

Ограниченность энергетических мощностей.
Среди первичных энергоносителей для производства электроэнергии в Китае доминирующее положение занимает уголь, удельный вес которого составляет 76,2% (рис. Е).
На долю нефти приходится 3,2%, атомной энергии — 1,2%, природного газа — 0,4%, гидроэнергии и возобновляемых источников энергии — 19,0%. Электроэнергетика остается основным потребителем угля. В 2003 году суммарная мощность электростанций Китая составила 390 ГВт по сравнению с 200 ГВт в 1995 году.
В течение последних двух лет энергетический сектор испытывал на себе все возрастающее давление, вызванное увеличением потребления электроэнергии в сочетании с ограниченностью возможностей электроснабжения. Быстрый рост потребления электроэнергии был вызван высокими темпами экономического развития Китая, а также увеличением доходов населения, что обусловило повышение объемов использования электроэнергии для бытовых нужд. Что касается электроснабжения, то основными факторами, обусловившими его ограниченность, были недостаточность инвестиций за последние годы в строительство новых энергетических мощностей, нехватка мощностей гидроэлектростанций в связи с засухой в некоторых частях Китая, а также недавняя напряженность с поставками угля, о чем уже говорилось выше.
В 2003 г. производство электроэнергии увеличилось на 16%, однако ее по-прежнему не хватает, и отключения электроснабжения стали повсеместными. Пытаясь преодолеть нехватку электроэнергии, некоторые энергетические компании увеличили нагрузки на генераторы до небывалого уровня, сократив до минимума время на их профилактику и ремонт, а также вернули в строй действующих ранее выведенные из эксплуатации электростанции. Администрации провинций сквозь пальцы смотрят на выбросы парниковых газов электростанциями и не применяют штрафных санкций за нарушения экологических нормативов.
Влияние нехватки электроэнергии является весьма серьезным и приводит к остановкам производства основными промышленными потребителями, включая металлургические и химические заводы. Например, из-за неустойчивого электроснабжения судостроительные заводы в Шанхае вынуждены работать не на полную мощность при наличии полных портфелей заказов. Предприятия других отраслей вынуждены применять дизельные двигатели для выработки электроэнергии, что значительно повышает издержки производства.
Согласно прогнозу потребление электроэнергии а 2004 г. увеличится на 11%, в то время как мощности электростанций вырастут только на 9%. Даже при вводе 37000 МВт новых энергетических мощностей в 2004 году, разрыв между поставками и потреблением электроэнергии возрастет до 30000-40000 МВт. Даже при ожидаемом снижении темпов экономического роста, такое положение сохранится в течение нескольких лет, и чтобы обеспечить прогнозируемый спрос на электроэнергию, потребуются значительные инвестиции. Имеющиеся ныне планы, предусматривающие, что уголь будет оставаться основным видом топлива для выработки электроэнергии, придают также большое значение использованию природного газа и увеличению мощностей гидроэнергетики и атомных электростанций.
Ключевыми проблемами, стоящими перед сектором электроэнергетики, являются объединение региональных энергосистем и проведение реформ, направленных на повышение эффективности работы электростанций, а следовательно, и на развитие конкуренции между поставщиками электроэнергии.
Что касается объединения энергосистем, то в настоящее время разрабатывается схема электроснабжения «запад-восток», предусматривающая передачу электроэнергии с северо-запада, центра и юго-запада Китая в быстро развивающиеся восточные районы. По этой схеме в северной части страны строятся работающие на угле электростанции во Внутренней Монголии и провинциях Шаньси и Шэньси, а также гидроэлектростанции для снабжения электроэнергией Пекина, Тяньцзиня и других северных китайских городов. 7 ГВт новых энергетических мощностей намечено ввести к 2005 г., 18 ГВт — к 2010 г. и 40 ГВт — к 2020 году. В центральных районах к 2020 году планируется ввести дополнительно 45 ГВт новых мощностей гидроэлектростанций в провинциях Сычуань и Гуйчжоу для снабжения районов, расположенных по среднему и нижнему течению реки Янцзы. В южных провинциях Юньнань и Гуйчжоу развивается гидроэнергетика для снабжения быстро растущих южных городов Китая. Все эти новые электростанции должны обеспечить надежность всей системы энергоснабжения Китая и обезопасить от всяких непредвиденных нарушений подачи электроэнергии.
В марте 2002 года Государственный совет Китая принял План реформы системы электроэнергетики. Этот документ определяет основные принципы реформы сектора энергетики, включая демонтаж монополий, введение конкуренции путем создания пяти компаний электропередач, а также учреждение Государственной комиссии по регулированию электроснабжения. К настоящему времени созданы две компании электропередач — «Норсист Чайна Электрик Пауэр Нетворк Компани» и «Ист Чайна Электрик Нетворк Компани».

Перспективы энергетики остаются проблематичными.
В результате высоких темпов экономического роста Китая баланс потребления и поставок энергии стал напряженным, и перспективы китайской энергетики являются проблематичными. Даже если темпы экономического роста замедлятся до намеченного правительством уровня 7-8%, для удовлетворения растущих потребностей в энергии потребуются очень большие инвестиции не только в электроэнергетику, но также в угольную и газовую отрасли. Предпринимая попытки обеспечить удовлетворение потребностей в энергии, Китай стремится к тому, чтобы это было достигнуто на экологически устойчивой основе. В этом контексте политический вызов усиливается тем, что Китай в значительной мере зависит от угля.
Независимо от детальных результатов последующего развития сектора энергетики Китая, особенности и направления этого развития будут оказывать все возрастающее влияние на мировые энергетические рынки. Что касается угля, все большее значение, придаваемое первостепенному обеспечению потребностей внутреннего рынка, по-видимому, будет означать то, что присутствие Китая на экспортных и, в особенности, на спотовых рынках будет становиться более изменчивым, чем в последние годы, и будет создавать все большую неопределенность для других участников рынка. Увеличение потребления нефти в сочетании со стабильными или даже уменьшающимися объемами ее добычи несомненно приведут к тому, что Китай будет становиться все более важным фактором, определяющим уровень международных цен на нефть. Все возрастающее потребление Китаем сжиженного природного газа явится одним из ключевых факторов, определяющих увеличение во всем мире мощностей по получению синтетического жидкого топлива, а также ценовые тенденции на рынке СПГ. Во всех перечисленных областях для конкурентоспособных экспортеров энергоносителей появятся новые большие возможности или на внутреннем китайском рынке применительно к нефти и газу, или потенциально на третьих рынках применительно к углю.

  Ниже в таблице представлены объемы потребления первичных энергоносителей по регионам и странам мира за период 2002-2003 гг.
  (по данным BP —British Petroleum)
  Данные в таблице приводятся в млн т нефтяного эквивалента. (Нефтяной эквивалент—условное топливо, имеющее теплоту
  сгорания 10 000 ККал/кг)
Регионы
и страны
2002 год 2003 год
Нефть Приро-
дный
газ
Уголь Атомная
энергия
Гидро-
энергия
Всего Нефть Приро-
дный
газ
Уголь Атомная
энергия
Гидро-
энергия
Всего
Северная Америка
  Канада 92,2   77,0   30,7   16,9   72,1   288,9   96,4   78,7   31,0   16,8   68,6   291,5  
  Мексика 81,4   38,4   7,6   2,2   5,6   135,2   82,6   40,8   7,8   2,4   4,5   138,1  
  США 897,4   595,7   559,4   185,8   58,4   2296,7   914,3   566,8   537,9   181,9   60,9   2297,8  
Итого:   1071,0   711,1   597,7   204,9   136,1   2720,8   1093,3   686,3   612,7   201,1   134,0   2727,4  
Центральная и Южная Америка
  Аргентина 17,1   27,2   0,5   1,3   8,3   54,4   17,5   31,1   0,6   1,7   7,8   58,7  
  Бразилия 85,5   13,0   11,5   3,1   64,5   177,6   84,1   14,3   11,0   3,0   68,9   181,3  
  Венесуэла 27,0   25,6   0,1   —   13,5   66,2   23,9   26,4   0,1   —   13,7   64,1  
  Колумбия 10,0   5,5   2,0   —   7,6   25,1   10,0   5,4   2,6   —   8,1   26,1  
  Перу 6,9   0,4   0,4   —   4,1   11,8   7,4   0,5   0,4   —   4,2   125  
  Чили 10,6   5,9   2,4   —   5,2   24,1   10,4   6,3   2,4   —   5,1   24,2  
  Эквадор 5,9   0,1   —   —   1,7   7,7   6,1   0,1   —   —   1,7   7,9  
  Другие страны 56,2   13,0   0,7   —   17,8   87,7   57,3   14,4   0,7   —   18,4   90,8  
Итого:   219,2   90,7   17,6   4,4   122,7   454,6   216,7   98,5   17,8   4,7   127,9   465,6  
Европа и Евразия
  Австрия 13,0   7,0   3,0   —   8,6   31,6   14,3   7,7   3,0   —   6,9   31,9  
  Азербайджан 3,6   7,0   —   —   0,5   11,1   4,4   7,2   —   —   0,6   12,2  
  Беларусь 5,2   14,3   0,3   —   —   19,8   6,1   14,8   0,3   —   —   21,2  
  Бельгия и Люксембург 33,5   13,4   6,7   10,7   0,6   64,9   34,8   14,4   6,5   10,8   0,5   67,0  
  Болгария 4,2   2,6   7,2   4,6   0,5   19,1   4,3   2,6   8,1   3,9   0,5   19,4  
  Великобритания 78,3   85,6   36,7   19,9   1,7   222,2   76,8   85,7   39,1   20,1   1,3   223,0  
  Венгрия 6,4   10,7   3,1   3,2   —   23,4   6,2   11,7   3,3   2,5   —   23,7  
  Германия 127,4   74,3   84,6   37,3   6,3   329,9   125,1   77,0   87,1   37,3   5,7   332,2  
  Греция 20,1   1,8   9,8   —   0,8   32,5   20,9   2,1   10,3   —   1,2   34,5  
  Дания 9,6   4,6   4,2   —   —   18,4   9,3   4,7   5,7   —   —   19,7  
  Ирландия 8,8   3,7   1,7   —   0,3   14,5   8,4   3,7   1,6   —   0,2   13,9  
  Исландия 0,9   —   0,1   —   1,6   2,6   0,9   —   0,1   —   1,6   2,6  
  Испания 73,8   18,8   21,9   14,3   6,0   134,8   75,5   21,5   20,6   14,0   9,9   141,5  
  Италия 92,9   59,0   14,2   —   10,7   176,8   92,1   64,5   15,3   —   10,0   181,9  
  Казахстан 10,0   10,0   22,8   —   1,9   44,7   9,5   11,3   26,9   —   1,9   49,6  
  Литва 2,5   2,6   0,1   3,2   0,2   8,6   2,5   2,8   0,1   3,5   0,2   9,1  
  Нидерланды 43,8   36,0   9,0   0,9   —   89,7   44,5   35,4   9,2   0,9   —   90,0  
  Норвегия 9,4   3,6   0,5   —   29,4   42,9   9,6   3,9   0,5   —   24,0   38,0  
  Польша 19,4   10,1   56,7   —   0,9   87,1   20,5   11,3   58,8   —   0,7   91,3  
  Россия 123,5   350,0   103,9   32,1   37,2   646,7   124,7   365,2   111,3   34,0   35,6   670,8  
  Румыния 10,6   15,5   7,6   1,2   3,6   38,5   11,0   16,6   8,0   1,1   3,1   39,8  
  Словакия 3,5   6,5   4,0   4,1   1,2   19,3   3,7   6,4   4,1   4,1   0,8   19,1  
  Туркменистан 4,0   11,9   —   —   —   15,9   3,7   13,2   —   —   —   16,9  
  Турция 31,3   15,6   17,1   —   7,6   71,6   31,9   18,9   15,5   —   8,0   74,3  
  Украина 12,4   63,1   38,3   17,7   2,2   133,7   13,1   60,8   39,0   18,4   2,1   133,4  
  Финляндия 10,9   3,6   4,4   5,4   2,4   26,7   11,4   4,0   5,8   5,5   2,1   28,8  
  Франция 92,9   37,5   12,2   98,8   15,1   256,5   94,2   39,4   12,4   99,8   14,8   260,6  
  Чехия 8,2   7,8   20,4   4,2   0,6   41,2   8,6   8,1   20,5   5,9   0,4   43,5  
  Швейцария 12,4   2,5   0,1   6,2   8,3   29,5   12,1   2,6   0,1   6,2   8,3   29,3  
  Швеция 15,2   0,7   2,2   15,4   15,0   48,5   15,8   0,7   2,2   15,5   12,1   46,3  
  Узбекистан 6,8   47,2   1,0   —   1,6   56,6   6,5   42,5   1,0   —   1,7   51,7  
  Другие страны 22,6   12,0   15,2   1,8   15,2   66,8   23,5   12,4   15,7   1,6   16,4   69,6  
Итого:   933,3   941,5   513,1   281,0   181,8   2850,7   942,5   975,8   536,0   285,1   174,2   2913,6  
Средний Восток
  Иран 53,2   71,3   0,8   —   1,8   127,1   54,0   72,4   0,7   —   2,0   129,1  
  Катар 2,0   10,0   —   —   —   12,0   1,7   10,4   —   —   —   12,1  
  Кувейт 11,4   7,2   —   —   —   18,6   13,7   7,5   —   —   —   21,2  
  ОАЭ 14,4   32,8   —   —   —   47,2   15,0   33,7   —   —   —   48,7  
  Саудовская Аравия 63,4   51,0   —   —   —   114,4   67,0   54,9   —   —   —   121,9  
  Другие страны 68,6   20,3   7,6   —   0,8   97,3   63,4   21,5   7,9   —   0,9   93,7  
Итого:   213,0   192,6   8,4   —   2,6   416,6   214,8   200,4   8,6   —   2,9   426,7  
Африка
  Алжир 9,7   18,2   0,5   —   —   28,4   10,0   19,3   0,6   —   0,1   30,0  
  Египет 25,2   20,4   0,7   —   3,2   49,5   25,9   22,1   0,7   —   3,2   51,9  
  ЮАР 23,6   —   83,5   2,9   0,9   110,9   24,2   —   88,9   3,0   0,8   116,9  
  Другие страны 59,3   16,9   7,1   —   14,7   98,0   60,3   18,7   7,0   —   14,8   100,8  
Итого:   117,8   55,5   91,8   2,9   18,8   286,8   120,4   60,1   97,2   3,0   18,9   299,6  
Страны Азиатско-Тихоокеанского Региона
  Австралия 38,0   22,7   51,9   —   3,7   116,3   38,1   23,7   50,2   —   3,7   115,7  
  Бангладеш 4,0   10,3   0,4   —   0,2   14,9   4,2   11,0   0,4   —   0,2   15,8  
  Гонконг 12,9   2,1   5,4   —   —   20,4   13,1   1,4   6,6   —   —   21,1  
  Индия 111,3   25,8   181,0   4,4   15,5   338,0   113,8   27,1   185,3   4,1   15,6   345,9  
  Индонезия 53,1   31,1   18,0   —   2,3   104,5   53,9   32,0   18,9   —   2,3   107,1  
  Китай 246,9   26,7   694,2   5,7   62,2   1035,7   275,2   29,5   799,7   9,8   64,0   1178,2  
  Малайзия 22,5   24,1   3,7   —   1,7   52,0   23,9   25,6   3,2   —   1,7   54,4  
  Новая Зеландия 6,6   4,9   1,3   —   5,4   18,2   6,9   4,1   1,8   —   5,5   18,3  
  Пакистан 18,0   18,5   2,4   0,4   4,6   43,9   17,0   19,0   2,7   0,4   5,6   44,7  
  Сингапур 35,5   4,4   —   —   —   39,9   34,1   4,8   —   —   —   38,9  
  Тайвань 40,0   7,7   32,7   9,0   1,4   90,8   41,7   7,8   35,0   8,8   1,6   94,9  
  Таиланд 36,4   21,9   9,2   —   1,7   69,2   38,7   23,9   9,7   —   1,7   74,0  
  Филиппины 15,6   1,6   4,7   —   1,6   23,5   15,6   2,4   5,6   —   1,8   25,4  
  Южная Корея 104,7   23,1   49,1   27,0   1,2   205,1   105,7   24,2   51,1   29,3   1,6   211,9  
  Япония 243,6   64,7   106,6   71,3   20,5   506,7   248,7   68,9   112,2   52,2   22,8   504,8  
  Другие страны 19,4   4,7   23,2   —   8,8   56,1   19,0   5,5   23,9   —   9,6   58,0  
Итого:   1008,5   294,3   1183,8   117,8   130,8   2735,2   1049,6   310,9   1306,3   104,6   137,7   2909,1  
МИР В ЦЕЛОМ:   3562,8   2285,7   2412,4   611,0   592,8   9464,7   3637,3   2332,0   2578,6   598,5   595,6   9742,0  

вверх РОСИНФОРМУГОЛЬ